You are viewing komelsky

Arseny - Чем Провиденс не Москва: 71. Музыкальные инструменты
February 14th, 2014
10:18 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Чем Провиденс не Москва: 71. Музыкальные инструменты
Относительно музыкальных интрументов, хочу рассказать о нескольких небольших, но забавных различиях.

Вот посмотреть, допустим, на скрипки. Во-первых, скрипки тут делятся на собсно скрипки и фиддлы (типа для кантри-музыки). Мне пока что не довелось фиддл видеть вблизи, а издалека он - сущая скрипка, только крашен не в красноватый цвет, а светленько так, по-деревенски. Но мастера фидлового дела на всяких выставках и фестивалях настаивают, что, мол, есть разница. Не знаю уж в чём она состоит. Во-вторых, если в России средней цены качественные скрипки - все с Германских заводов, то тут аналогичные дорогие хорошие, но ещё не вполне мастеровые скрипки - все с Китая. Потому как Китай ближе.

Или вот блок-флейты. В России как-то так сложилось, что у блок-флейт всегда (почти) так называемая немецкая фингеризация, или аппликатура, то есть чтобы сыграть гамму, надо просто открывать дырочки одну за другой. Барочную блок-флейту купить можно, но для этого надо специально смотреть. А тут наоборот, подавляющее большинство блок-флейт - с барочной аппликатурой, а немецкую надо специально искать. (Барочная аппликатура более сложная, там дырочки не по порядку открываются, и якобы при этом флейта лучше строит во второй октаве. По мне так это ересь; я немецкую больше люблю.) Так вот оказывается во всё мире есть всего две страны, в которых немецкая аппликатура прижилась - это (сюрприз) Германия, и Россия. Век учись - дураком помрёшь.

Пианины тоже другие. Дорогие пианины и рояли - одинаковые примерно в Провиденсе и в Москве. А вот дешёвые - нет. В Москве типичное дешёвое пианино - тугое и глухое. Из него трудно (невозможно) извлечь хороший звук, но на нём хорошо заниматься. Тут типичное дешёвое пианино - наоборот, податливое и крикливое, как клавикорд. На нём всегда хроническое форте, и невозможно сыграть пиано. И звук ковбойски-салунный. Заниматься, в результате, сложно, потому что хронически сдерживаться гораздо сложнее, чем хронически пробивать глухоту. Я на нашем дешёвом разбитом пианино могу играть только регтаймы, потому что на нём всё звучит как регтайм, даже адажио Барбера.

И гитары тут тоже другие. Типичная русская дешёвая гитара формой напоминет испанскую: у неё почти параллельный и относительно широкий гриф, и округлые формы. Тут типичная гитара имеет очень узкий, сужающийся к шейке гриф, и очень широкое тело: то, что в России называется “вестерн”. Вот тут всё - вестерн. Типичная русская гитара здесь именуется “классической”, и на барахолке на одну “классическую” приходится штук 30-50 “вестернов”.

Tags: ,

(14 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:vladko
Date:February 14th, 2014 06:30 pm (UTC)
(Link)
А с электрическими гитарами какая ситуация, не наблюдали?
[User Picture]
From:komelsky
Date:February 14th, 2014 06:34 pm (UTC)
(Link)
Я в них слишком плохо разбираюсь, чтобы сравнивать =) Но продают на интернет-барахолках много. Если на каждую классику 10 акустик-вестернов, то на каждую акустику - 10 электрогитар.
[User Picture]
From:vladko
Date:February 14th, 2014 08:24 pm (UTC)
(Link)
Ну что активнее продается понятно. А из окон слышно?
[User Picture]
From:komelsky
Date:February 14th, 2014 10:07 pm (UTC)
(Link)
Случается =) Сверху у нас блюзокантри какое-то происходит, а около детской площадки металист живёт.
[User Picture]
From:almadorus
Date:February 14th, 2014 11:00 pm (UTC)
(Link)
а я бы вот предпочел вестерн-гитару
но их у нас тяжелее найти

поражаюсь Вашей разносторонности!
[User Picture]
From:drumsmaster
Date:February 15th, 2014 02:44 am (UTC)
(Link)
Интересно, у кларнетов все ровно наоборот - французская система легче, там пальцы последовательно бегут, а в немецкой нужно хитрые фигуры ставить. И играют все (в России) в основном на кларнетах французской системы.
[User Picture]
From:roman_elvin
Date:February 15th, 2014 06:47 am (UTC)
(Link)
Французская vs немецкая система кларнетов - это более новая и сложная в изготовлении (зато простая в игре!) и более старая и простая.
Аналогично с современными флейтами и флейтами XIX в. ("simple system"). Кларнет как раз переделали по мотивам современной флейты, которая хорошо прижилась во Франции.

А у блокфлейт клапанов нет, поэтому их "немецкую" систему придумали при современном возрождении инструмента. С ней легко играть в до-мажоре (как на "французском" кларнете и "современной" флейте), но другие ноты портятся. Не знаю насчет звучания, но меня как-то испугала распальцовка (X) XXX OXOX.
[User Picture]
From:komelsky
Date:February 15th, 2014 05:30 pm (UTC)
(Link)
Вот я сколько не дудю, никак не могу понять, что же там портится так уж сильно в немецкой системе. По мне так всё довольно терпимо.

А главное, не приходится слишком голову напрягать, если с блок-флейты пееходишь на whistle, dizi, файф, xaphoon, или какую-нибудь другую примитивную дудку. Большая часть аппликатуры - сохраняется.
[User Picture]
From:roman_elvin
Date:February 15th, 2014 05:37 pm (UTC)
(Link)
Я на немецкой системе не играл, не знаю насчет звука.

Переходил с барочной системы на вистл/simple system флейту. По моему опыту - навыки "быстрой", effortless игры все равно не перенесутся, а общие принципы и строй "шесть пальцев - ре, три - соль" все равно перенесутся :). Независимо от "барочного"/"немецкого" фа.
[User Picture]
From:komelsky
Date:February 15th, 2014 05:38 pm (UTC)
(Link)
Да? Я по-страшному путаюсь, честно говоря. Но я на барочной никогда раньше не занимался. Тут пытался попробовать, но расплевлся, и заново купил немецкую.
[User Picture]
From:messala
Date:February 15th, 2014 05:50 am (UTC)
(Link)
Интересно, что на вестерн-гитаре очень сложно играть в первой позиции - пальцы заплетаются друг об друга. Видимо, она и предназначена, чтобы играть на середине грифа? Ну там бенды всякие вытягивать...

А скрипка и фидл различаются, возможно, внутри. У скрипки (в отличие от гитары) единая классическая конструкция - одна пружина и одна распорка. Наверное, у фидла как-нибудь по-другому.
[User Picture]
From:komelsky
Date:February 15th, 2014 05:25 pm (UTC)
(Link)
Я вестерн гитары не люблю вот именно по этой причине: мне на них узко. Но вообще, похоже, для вестерн-музыки они не так плохо подходят, потому что у них типичные пассажи немного другие: они проходят не внутри аккорда, как в классике, а скорее "поверх" него: или от пустой струны к нажатой, или над нажатой (выше по грифу). Пентатоники заметно больше, что в кантри-музыке, что в блюзе.

Ну а раз другие мелодии, то, видимо, становится выгоднее иметь всё поближе, чтобы далеко не тянуться.

Хотя вообще-то это всё домыслы. Я, видите ли, почти не умею играть плектром, а только пальцами, и это накладывает сильный отпечаток.
[User Picture]
From:Dmitry Khakhalin
Date:March 24th, 2014 01:00 am (UTC)
(Link)
Крикливые как клавикорд? О-о!
[User Picture]
From:komelsky
Date:March 24th, 2014 01:07 am (UTC)
(Link)
Думаешь я неправильно представляю себе клавикорд?

Мысль в том, что это не пианофорте, а всёвремяфорте. Всёвремяровнофорте.
Powered by LiveJournal.com